Веб-студия «Простая Матрица»
Отвечаем в мессенджер: с 10 до 19 ч., выходной: Сб–Вс.
Ваши заказы 0 позиций на сумму 0 руб.

Как it-компании защитить свой продукт от копирования?

Опубликовано: 11 декабря 2019
Как it-компании защитить свой продукт от копирования?

Владельцы IT-компании редко задумываются об интеллектуальной собственности на старте. И не только потому, что у бизнеса много других проблем, но и потому, что защита IT-продуктов имеет много ограничений. Своим опытом поделилась Дарья Трутнева, основательница компании Super Ego.

Правда в том, что никто из нас не создает продукты с чистого листа. Мы заимствуем чьи-то идеи, чем-то вдохновляемся. Поэтому суды по защите интеллектуальной собственности могут длиться годами: сложно провести границу между воровством и творческим переосмыслением или усовершенствованием.

А если вы развиваете бизнес в сфере IT и Интернет, то задача усложняется: большинство юристов вам скажет, что, на основании п. 5 ст. 1350 ГК РФ, патентование программ, кодов, информационных ресурсов невозможно. Но ситуация все же не так безнадежна, как может показаться. Существует несколько вариантов, как обезопасить себя на случай копирования.

Создание личного бренда и бренда компании

Если вы создали по-настоящему классный продукт, который инновационен для рынка и закрывают важную потребность потребителей, то довольно скоро вас начнут копировать. И хотя юридическая защита необходима (о ней мы поговорим ниже), первоочередная задача компании — развиваться, мыслить с опережением.

Если мы возьмем самого большого инноватора — компанию Apple, то ее руководство прекрасно понимает, что невозможно защитить интеллектуальную собственность только патентами (хотя они есть, и компания постоянно судится с нарушителями). Куда важнее личный бренд Стива Джобса и самой компании. Они вместе вызывают ассоциации со стильным дизайном, передовыми технологиями, высоким статусом. iPhone может ничем существенно не отличаться телефонов конкурентов, но стоит гораздо дороже. Выпуск каждой модели — это шоу, старт продаж — важное мероприятие. Вот эту нематериальную ценность продукта и саму идею, как и репутацию компании, не скопировать.

Если компания совершенствует продукт, придумывает сервисы, развивает бренд компании, создает комьюнити вокруг, все это помогает отстроиться от конкурентов.

Тщательный подбор команды

Чаще всего утечки случаются по вине сотрудников. Кто-то похвастался друзьям, кто-то обиделся на руководство и «слил» все разработки. Поэтому если вы гордитесь своим продуктом, то приложите усилия к тому, чтобы его ценность и идея были значимы для всех сотрудников. Такую цель можно поставить сотруднику HR, чтобы он не просто закрывал вакансию, а выяснял ценностные ориентации соискателя, его мотивы для прихода в компанию и цели в ней.

Кроме того, стоит с осторожностью брать людей, пришедших от конкурентов. Тут вы защитите себя не от копирования, а от возможных разбирательств со стороны бывшего работодателя сотрудника. Если же у вас не особо есть выбор, запрашивайте письменное уведомление об отсутствии соглашения о неразглашении.

Кстати, если ваш продукт или бизнес-идея не находится в открытом доступе, здравой идеей будет подписать с разработчиками соглашение о конфиденциальности. Благодаря ему член команды не сможет поделиться информацией с конкурентами или другими заинтересованными лицами.

Использование авторского и патентного права

Трудности с охраной ИС чаще всего возникают из-за незнания азов. Программы, кода, базы данных — это объекты авторского права. То есть на них распространяются те же правовые нормы, что и на книги, музыку, фильмы и прочее. Авторское право принадлежит конкретному человеку, начинает действовать с момента создания продукта и сохраняется в течение 70 лет после смерти автора. Поскольку считается, что написать две идентичных программы, как и придумать два одинаковых произведения, нельзя, то регистрация авторского права не требуется.

Но если владелец столкнулся с копированием, ему необходимо доказать приоритет (то, что его продукт был создан раньше). Для этого необходимо иметь подтвержденную дату выпуска программы или кода. Самый доступный способ в этом случае — распечатать код и отправить его на свой адрес заказным письмом (и не вскрывать после получения). В случае разбирательств дата на штемпеле как раз и будет подтверждением.

Патентное право вступает в силу после государственной регистрации. Получить его может и физическое, и юридическое лицо. Патент позволяет защищать интеллектуальную собственность от копирования и искажения. В сфере IT объектом охраны может стать промышленный образец, под которым понимается художественное решение (а значит, интерфейс программы) и изобретение (алгоритм программы).

Вроде бы все хорошо, но получение патента — трудоемкий процесс, который может затянуться на два года. А в сфере технологий за это время ваш продукт, скорее всего, устареет.

Регистрация имени и логотипа

Если у вашей компании есть жизнеспособный продукт и лояльные клиенты, стоит подумать о том, чтобы зарегистрировать имя бренда и логотип как товарный знак или знак обслуживания. Они служат для индивидуализации товаров или услуг. Регистрация обозначения — это превентивная форма защиты интеллектуальной собственности: полученное в Роспатенте Свидетельство дает собственнику преимущество над обозначениями, появившимися позже или еще не зарегистрированными.

Поскольку логотип и имя бренда в идеале не меняются в процессе развития компании, то такая форма регистрации выглядит надежнее чем получение патента на интерфейс или алгоритм, которые могут регулярно обновляться.

Источник: spark.ru

Напишите нам!

CAPTCHA